Рост числа пост-проверок и недостатки ЦЭДов
Dec 20, 2019
Многие японские компании называют таможенное регулирование одной из проблем в торговле с Россией. 4 сентября ДЖЕТРО опубликовала результаты ежегодного опроса японских компаний в России под названием «Проблемы при таможенном оформлении за 2019 год». 1 По результатам опроса 48% респондентов сталкивались за прошедший год с таможенными проблемами (что на 5% больше, чем в прошлогоднем исследовании). Среди них 67% трудностей возникло во второй половине 2018 года, а 83% — в первом полугодии 2019 года. Таким образом, в 2019 году количество таможенных проблем выросло.
Среди проблем, отмеченных компаниями, три — требование о представлении дополнительных документов, о корректировке кода ТН ВЭД и о корректировке таможенной стоимости — заняли первое место, как и в прошлом году (см. рис. 1 в приложении). Так, сразу несколько компаний сообщили о неожиданном требовании со стороны таможенных органов предоставить сертификат происхождения при импорте металлических трубок и подшипников. Здесь просматривается влияние антидемпинговых мер ЕАЭС в отношении Украины и Китая.
По сравнению с прошлым исследованием, доля ответов «увеличение числа/частоты выборочных проверок/проверок после выпуска» и «увеличение числа/частоты случаев направления запросов таможенными органами» соответственно увеличилась на 10 и 18%. Несмотря на явное сокращение времени с момента подачи таможенной декларации до выпуска товаров, увеличилось число проверок после выпуска, требований о корректировке содержания декларации и начислении дополнительных таможенных пошлин.
В качестве мест возникновения проблем больше всего респондентов назвали Балтийскую таможню, в ведомстве которой находится порт Санкт-Петербург. Далее следуют Шереметьевская таможня (аэропорт Шереметьево, основное место обработки грузовых авиаперевозок из Японии) и Московская областная таможня (см. рис. 2 в приложении). Доля, приходящаяся на Владивостокскую таможню, снизилась на 7% с предыдущего опроса. Кроме того, некоторые компании жаловались на задержки в таможенном оформлении и постоянную загруженность телефонных линий в Центрах электронного декларирования из-за недостатка таможенных служащих. Тем не менее, это было временное явление, связанное с консолидацией таможенного оформления в ЦЭД.
На вопрос «Удалось ли вам решить проблемы?» 53% респондентов ответили утвердительно, в то время как остальным компаниям не удалось решить возникшие за год трудности. При этом самым действенным методом решения оказались консультации с таможенными органами (так ответили 50% опрошенных компаний). Тем не менее, для многих компаний подготовка объяснений и дополнительных документов для таможенных органов представляет определенные трудности.
1 Анкетирование «Проблемы при таможенном оформлении» проводилось 6-й раз. Исследование проводилось в июне-июле 2019 года. Организаторы исследования: ДЖЕТРО и Таможенный комитет Торгово-промышленной рабочей группы при Японском бизнес-клубе в Москве при поддержке Японской торгово-промышленной рабочей группы в Санкт-Петербурге. Участники: 63 японские компании (из них 12 компаний имеют производственные площадки в РФ). Ссылка на предыдущее исследование.