Деловая уверенность японского бизнеса вновь растет, но повышение НДС и удешевление рубля представляют повод для беспокойства

Feb 05, 2019

14-25 января ДЖЕТРО провела исследование деловой уверенности японского бизнеса в России. После предыдущего исследования (см. новость от 3.10.2018 г.) индекс деловой уверенности DI* (за прошедший период) вновь перешел к росту, прибавив 12 пунктов и достигнув отметки +33 (см. Рис.1). Прогнозируемый DI (на последующие два месяца) также вырос на 8 пунктов до значения +25. Оба показателя остаются в плюсе седьмой период подряд.

 


После предыдущего исследования произошло снижение курса рубля и повышение НДС (с 18 % до 20 % с 1 января 2019 г.), и тем не менее продолжается постепенное восстановление экономической конъюнктуры. С другой стороны, многие считают, что влияние этих изменений пока не отразилось на рынке, и опасаются спада деловой активности в дальнейшем.

 

DI в отношении продажных цен на товары и услуги вырос на 1 пункт с предыдущего исследования до +14, оставаясь положительным третий период подряд (см. Рис. 2). Причиной этого является увеличение числа компаний, которые поднимают либо планируют поднять свои продажные цены, на фоне повышения ставки НДС и удешевления рубля. DI в отношении наличия товаров упал на 10 пунктов до –4, впервые за 4 периода опустившись ниже ноля, тогда как DI в отношении управления денежными активами увеличился на 3 пункта до +10, оставаясь в плюсе седьмой период подряд.

 


Исследование проведено при поддержке Торгово-промышленного общества японского бизнес-клуба в Москве и Торгово-промышленного общества Японии в Санкт-Петербурге в отношении 250 японских компаний из московского, петербургского и приволжского регионов; ответы были получены от 91 компаний (включая ответы, полученные из разных отделений одной компании). Среди респондентов 17 компаний принадлежат к производственному сектору, а 74 — к непроизводственному.

 

* Диффузный индекс (Diffusion Index) вычисляется как разность процентных соотношений компаний, ответивших, что условия ведения бизнеса «хорошие» (либо ответы: «цены повысились», «товаров недостаточно», «состояние улучшилось») и компаний, ответивших, что условия ведения бизнеса «плохие» (либо ответы: «цены понизились», «товаров в избытке», «состояние ухудшилось»), по формуле DI={кол-во ответивших «хорошие» / (кол-во засчитываемых ответов − кол-во ответивших «затрудняюсь ответить/не применимо») − кол-во ответивших «плохие» / (кол-во засчитываемых ответов − кол-во ответивших «затрудняюсь ответить/не применимо»)}×100.