Деловая уверенность японского бизнеса в России снижается второй раз подряд из-за падения курса рубля

Oct 03, 2018


С 10 по 21 сентября ДЖЕТРО провела исследование деловой уверенности японского бизнеса в России. Индекс деловой уверенности компаний (за прошедший период) DI* понизился на 6 пунктов с предыдущего исследования, достигнув значения +21 (см. Рис. 1). Прогнозируемый DI (на последующие два месяца) также снизился на 5 пунктов до отметки +17.

 


С момента проведения предыдущего исследования российско-американские отношения продолжали ухудшаться: Это проявилось во введении со стороны США дополнительных санкций против России и повышении таможенных пошлин на продукцию из стали и алюминия, а также в принятии соответствующих контрмер со стороны России. Несмотря на то, что в экономике наблюдается медленное восстановление, DI и прогнозируемый DI понижаются второй раз подряд после достижения пика в позапрошлом исследовании, оставаясь при этом в плюсе на протяжении шести периодов подряд. Это связано с а) падением курса рубля под влиянием вышеуказанных факторов и б) ожидаемым охлаждением потребительского климата из-за увеличения НДС с января 2019 года и пенсионной реформы.

 

DI в отношении продажных цен на товары и услуги понизился до +13, оставаясь в плюсе второй период подряд (см. Рис. 2). DI в отношении наличия товаров поднялся на 4 пункта до +6 (второе улучшение подряд). DI в отношении управления денежными активами понизился на 1 пункт до +2, оставаясь при этом положительным на протяжении шести периодов.

 


Из-за падения курса рубля множество компаний рассматривают возможность повышения продажных цен. Индексы деловой уверенности в отношении наличия товаров и управления денежными активами в настоящий момент сохраняют положительную динамику.

 

Исследование проведено при поддержке Торгово-промышленного общества японского клуба в Москве и Торгово-промышленного общества Японии в Санкт-Петербурге в отношении 250 японских компаний из московского, петербургского и приволжского регионов; ответы были получены от 63 компаний (включая ответы, полученные из разных отделений одной компании). Среди ответивших компаний 9 принадлежат к производственному сектору, а 54 — к непроизводственному.

 



* Диффузный индекс (Diffusion Index) вычисляется как разность процентных соотношений компаний, ответивших, что условия ведения бизнеса «хорошие» (либо ответы: «цены повысились», «товаров недостаточно», «состояние улучшилось») и компаний, ответивших, что условия ведения бизнеса «плохие» (либо ответы: «цены понизились», «товаров в избытке», «состояние ухудшилось»), по формуле DI={кол-во ответивших «хорошие» / (кол-во засчитываемых ответов − кол-во ответивших «затрудняюсь ответить/не применимо») − кол-во ответивших «плохие» / (кол-во засчитываемых ответов − кол-во ответивших «затрудняюсь ответить/не применимо»)}×100.