Дополнительные санкции США в отношении России затронули 67 % японских компаний в России
Oct 05, 2018
С 10 по 21 сентября ДЖЕТРО провела анкетирование на тему влияния дополнительных санкций США в отношении России. Данное анкетирование проводилось в рамках исследования деловой уверенности японского бизнеса в России (см. новость от 3.10.2018 г.). Выяснилось, что экономические санкции в отношении России «прямо затронули» или «косвенно затронули» 67 % японских компаний. Таким образом, влияние санкций распространилось на значительное число компаний (см. рис. 1).
94 % респондентов, ответивших, что санкции их затронули, оценили влияние санкций как «скорее отрицательное» и «отрицательное». Очевидно, что санкции оказывают негативное влияние на практически все компании (см. рис. 2)*. Основные комментарии представлены в таблице, но большая их часть относится к падению курса рубля (см. табл. 1).
Японские компании в целом учитывают интересы США и рассматривают американские экономические санкции очень консервативно, стараясь избегать сделок с компаниями, оказавшимися под санкциями. |
Вероятно, из-за косвенного влияния санкций наблюдается слабая активность в сфере строительства и недостаточный спрос со стороны наших клиентов. |
В целом, санкции не оказывают значительного влияния, но мы следим за колебаниями курса. |
Снижение покупательской способности клиентов из-за падения курса рубля. |
Из-за санкций продолжается удешевление рубля, поэтому растет стоимость импорта, что неизбежно сказывается на цене продажи. Мы опасаемся очередного сокращения рынка. |
Мы не торгуем с компаниями, находящимися под санкциями, но мы импортируем товары в иене, а продаем в рублях, поэтому на нас сильно влияет колебание курса "рубль-иена". Пока что поводом для беспокойства является удешевление рубля, которое происходит несмотря на повышение цен на нефть. |
Мы не можем продолжать осуществлять сделки с компаниями, на которые до сих пор возлагали большие надежды. |
Эффект, который, возможно, проявится сейчас или позднее, — это удешевление рубля из-за американских санкций. При осуществлении проектов необходимо учитывать дальнейшее удешевление рубля, но нельзя отрицать и ослабление конкурентоспособности японского бизнеса. Кроме того, мы опасаемся дальнейшего расширения списка компаний, попадающих под санкции США, поэтому в некоторой степени мы вынуждены прибегать к сокращению проектов. |
Из-за расширения санкционного списка компаний и сделок повысилась вероятность того, что сделки с клиентами будут затронуты санкциями. |
Влияния на повседневную деятельность нет, но мы учитываем возможность возникновения ограничений при осуществлении переводов в иностранной валюте в Россию. |
Источник: ДЖЕТРО, "Исследование деловой уверенности японского бизнеса в России" (сентябрь 2018 г.)
Среди компаний, ощутивших эффект от санкций, 63 % сообщили о «снижении продаж» в качестве конкретного примера такого эффекта (см. рис. 3). Видимо, снижение продаж происходит из-за санкций и удешевления рубля, на фоне которых наблюдается ухудшение потребительского климата, снижение покупательской способности, а также приостановка и воздержание от сделок с компаниями, попавшими под санкции. Следующими по популярности ответами стали «падение доверия бизнес-партнеров» (15 %), «усложнение и удлинение торговых и инвестиционных процедур» (13 %) в связи, в частности, с проверками экспортного контроля, а также «сокращение текущих проектов» (13 %). В графе «прочее» многие респонденты оставляли комментарии относительно курса рубля, такие как «ухудшение/нестабильность курса», «снижение конкурентоспособности из-за плохого курса», «уменьшение выгоды из-за падения рубля», «рост закупочной стоимости из-за дешевого рубля» и др.
На вопрос о противодействии дополнительным американским санкциям против России 43 % респондентов ответили, что «будут собирать больше информации о санкциях», что превысило число респондентов, ответивших, что «не принимают никаких специальных мер» (41 %). Это значит, что многие японские компании относятся к данному вопросу с вниманием (см. табл. 2).
Меры | % |
---|---|
Собираем больше информации о санкциях | 43% |
Не принимаем никаких специальных мер | 41% |
Проверяем, не подпадают ли контрагенты наших текущих и будущих проектов под санкции | 21% |
Проверяем, не подпадает ли содержание наших текущих и будущих проектов под санкции | 17% |
Проверяем, не содержат ли наши товары технологии, подпадающие под санкции | 8% |
Сокращение бизнеса в России | 3% |
Расширение бизнеса в странах, которые не ввели санкции | 3% |
Сокращение бизнеса в США | 0% |
Расширение бизнеса в странах, которые ввели частичные санкции, прежде всего, в Японии | 0% |
Затрудняюсь ответить/Не применимо | 6% |
Прочее | 3% |
Источник: ДЖЕТРО, "Исследование деловой уверенности японского бизнеса в России" (сентябрь 2018 г.)
Исследование проведено при поддержке Торгово-промышленной рабочей группы при Японском бизнес-клубе в Москве и Торгово-промышленной рабочей группы Японии в Санкт-Петербурге в отношении 250 японских компаний из московского, петербургского и приволжского регионов. Ответы были получены от 63 респондентов (включая ответы, полученные из разных отделений одной компании).
* Все значения приведены с округлением до целого и могут не совпадать с суммой значений в графиках и таблицах.