Дополнительные санкции США в отношении России затронули 67 % японских компаний в России

Oct 05, 2018

С 10 по 21 сентября ДЖЕТРО провела анкетирование на тему влияния дополнительных санкций США в отношении России. Данное анкетирование проводилось в рамках исследования деловой уверенности японского бизнеса в России (см. новость от 3.10.2018 г.). Выяснилось, что экономические санкции в отношении России «прямо затронули» или «косвенно затронули» 67 % японских компаний. Таким образом, влияние санкций распространилось на значительное число компаний (см. рис. 1).

 

                             


94 % респондентов, ответивших, что санкции их затронули, оценили влияние санкций как «скорее отрицательное» и «отрицательное». Очевидно, что санкции оказывают негативное влияние на практически все компании (см. рис. 2)*. Основные комментарии представлены в таблице, но большая их часть относится к падению курса рубля (см. табл. 1).

 

                             



Таблица 1. Основные комментарии относительно влияния дополнительных санкций США в отношении России
Японские компании в целом учитывают интересы США и рассматривают американские экономические санкции очень консервативно, стараясь избегать сделок с компаниями, оказавшимися под санкциями.
Вероятно, из-за косвенного влияния санкций наблюдается слабая активность в сфере строительства и недостаточный спрос со стороны наших клиентов.
В целом, санкции не оказывают значительного влияния, но мы следим за колебаниями курса.
Снижение покупательской способности клиентов из-за падения курса рубля.
Из-за санкций продолжается удешевление рубля, поэтому растет стоимость импорта, что неизбежно сказывается на цене продажи. Мы опасаемся очередного сокращения рынка.
Мы не торгуем с компаниями, находящимися под санкциями, но мы импортируем товары в иене, а продаем в рублях, поэтому на нас сильно влияет колебание курса "рубль-иена". Пока что поводом для беспокойства является удешевление рубля, которое происходит несмотря на повышение цен на нефть.
Мы не можем продолжать осуществлять сделки с компаниями, на которые до сих пор возлагали большие надежды.
Эффект, который, возможно, проявится сейчас или позднее, — это удешевление рубля из-за американских санкций. При осуществлении проектов необходимо учитывать дальнейшее удешевление рубля, но нельзя отрицать и ослабление конкурентоспособности японского бизнеса. Кроме того, мы опасаемся дальнейшего расширения списка компаний, попадающих под санкции США, поэтому в некоторой степени мы вынуждены прибегать к сокращению проектов.
Из-за расширения санкционного списка компаний и сделок повысилась вероятность того, что сделки с клиентами будут затронуты санкциями.
Влияния на повседневную деятельность нет, но мы учитываем возможность возникновения ограничений при осуществлении переводов в иностранной валюте в Россию.

Источник: ДЖЕТРО, "Исследование деловой уверенности японского бизнеса в России" (сентябрь 2018 г.)


Среди компаний, ощутивших эффект от санкций, 63 % сообщили о «снижении продаж» в качестве конкретного примера такого эффекта (см. рис. 3). Видимо, снижение продаж происходит из-за санкций и удешевления рубля, на фоне которых наблюдается ухудшение потребительского климата, снижение покупательской способности, а также приостановка и воздержание от сделок с компаниями, попавшими под санкции. Следующими по популярности ответами стали «падение доверия бизнес-партнеров» (15 %), «усложнение и удлинение торговых и инвестиционных процедур» (13 %) в связи, в частности, с проверками экспортного контроля, а также «сокращение текущих проектов» (13 %). В графе «прочее» многие респонденты оставляли комментарии относительно курса рубля, такие как «ухудшение/нестабильность курса», «снижение конкурентоспособности из-за плохого курса», «уменьшение выгоды из-за падения рубля», «рост закупочной стоимости из-за дешевого рубля» и др.

 


На вопрос о противодействии дополнительным американским санкциям против России 43 % респондентов ответили, что «будут собирать больше информации о санкциях», что превысило число респондентов, ответивших, что «не принимают никаких специальных мер» (41 %). Это значит, что многие японские компании относятся к данному вопросу с вниманием (см. табл. 2).

Таблица 2. Меры противодействия дополнительным санкциям США в отношении России (возможен множественный выбор).(* Число ответов 63)
Меры %
Собираем больше информации о санкциях 43%
Не принимаем никаких специальных мер 41%
Проверяем, не подпадают ли контрагенты наших текущих и будущих проектов под санкции 21%
Проверяем, не подпадает ли содержание наших текущих и будущих проектов под санкции 17%
Проверяем, не содержат ли наши товары технологии, подпадающие под санкции 8%
Сокращение бизнеса в России 3%
Расширение бизнеса в странах, которые не ввели санкции 3%
Сокращение бизнеса в США 0%
Расширение бизнеса в странах, которые ввели частичные санкции, прежде всего, в Японии 0%
Затрудняюсь ответить/Не применимо 6%
Прочее 3%

Источник: ДЖЕТРО, "Исследование деловой уверенности японского бизнеса в России" (сентябрь 2018 г.)

Исследование проведено при поддержке Торгово-промышленной рабочей группы при Японском бизнес-клубе в Москве и Торгово-промышленной рабочей группы Японии в Санкт-Петербурге в отношении 250 японских компаний из московского, петербургского и приволжского регионов. Ответы были получены от 63 респондентов (включая ответы, полученные из разных отделений одной компании).

 

* Все значения приведены с округлением до целого и могут не совпадать с суммой значений в графиках и таблицах.