О результатах исследования «Деятельность японских компаний на российском рынке в 2019 году»

Mar 23, 2020

В октябре-ноябре 2019 года ДЖЕТРО провела анкетирование о состоянии бизнеса японских компаний, ведущих деятельность в России. Ниже приведены результаты исследования.

 

■Период проведения исследования: 3 октября – 8 ноября 2019 г.

 

■ Анкеты направлены 121 компании (ответили 102 компании).

 

■ Темы анкетирования:

1) Текущее состояние бизнеса;

2) перспективы расширения бизнеса в ближайшие 1-2 гг.;

3) актуальные проблемы в области ведения бизнеса в России;

4) инвестиционная среда.

 

■ Основные итоги:


1. 70% японских компаний в России ожидают бездефицитный бюджет 3-й год подряд (раздел «Перспективы операционной прибыли–2019»).

  • - Доля компаний, ожидающих бездефицитный бюджет за 2019 г., составила 68,3%, 3-й год подряд оставаясь приблизительно на уровне 70%. Факторами, поддерживающими высокие финансовые показатели в период замедления макроэкономического роста, стали рост выручки и повышение эффективности продаж. 【сл. 7】
  • - Доля компаний, не ожидающих значительных изменений операционной прибыли в 2019 г., составила 42,2% (+7,1% с 2018 г.). Это максимальное значение за все время исследования. 【сл. 8】
  • - Среди компаний, имеющих производство в России, больше тех, кто ждет падения операционной прибыли (32,1%), чем тех, кто ожидает ее роста (28,6%). Основные причины — «падение выручки в России» (55,6%), «рост расходов на персонал» (55,6%), «рост издержек на закупки» (44,4%) и «изменения валютного курса» (33,3%).【сл. 8,9】
  • - В 2020 г. уже 52,0% (+9%) респондентов предсказывают стагнацию операционной прибыли. Таким образом, в условиях замедления экономического роста растет число компаний, которые не ждут увеличения операционной прибыли несмотря на сохранение профицита бюджета. При этом, среди производственных компаний 21,4% (+6,2%) ожидают снижения этого показателя. Помимо вышеназванных причин, 33,3% респондентов называют «недостаточное переложение курсовой разницы в продажную стоимость товара».【сл. 10, 11】

 

2. Доля тех, кто намерен «сохранить статус-кво», стала самой высокой за время исследования. Компании заняли выжидательную позицию (раздел «Дальнейшее расширение бизнеса»).

  • - Доля японских компаний, планирующих расширять бизнес в России, составила 44,1% (–9,4%, второе снижение подряд). Изменение этого показателя связано с прогнозом экономического роста в соответствующем году. Доля ответов «сокращение» и «перенос в третьи страны/ уход с рынка» не превышает 1% каждая, а доля ответа «сохранение статуса-кво» достигла значения 53,9%, что говорит о выжидательной позиции бизнеса. 【сл. 12】
  • - Наиболее популярная причина расширения бизнеса, как и прежде, — «рост продаж на российском рынке» (88,9%). С предыдущего исследования выросла доля ответов «высокий потенциал роста» (46,7%), «рост продаж за счет увеличения экспорта» (20,0%), «пересмотр производственно-сбытовых цепочек» (20,0%), «снижение издержек» (13,3%).【сл. 13】
  • - 80,0% компаний отметили продажи в качестве сферы расширения бизнеса. Среди производственных компаний выросли доли ответов «логистика» (66,7%) и «производство (товары широкого потребления)» (22,2%). Доли ответов «производство (товары с высокой добавленной стоимостью)» и «исследования и разработки» уменьшились. 【сл. 13】

 

3. Обострение конкуренции с российскими компаниями. Колебание курса валют. Сохраняются проблемы с поставками российских компаний (раздел «Проблемы в области ведения бизнеса»).

  • - Продажи и развитие бизнеса. Большинство, как и раньше, отмечает возникновение ценовых конкурентов. Так ответило 53,5% респондентов (+2,6%). Среди производственных компаний с прошлого года выросла доля ответов «снижение потребления на основных рынках», «медленная разработка новой клиентуры», «сокращение заказов от контрагентов», «требования о снижении цен от контрагентов», «приток дешевых импортных товаров». 【сл. 15】
  • - Финансы, валютный курс. Доля предприятий, которых беспокоит колебание курса рубля к доллару/евро, уменьшилась на 13,7% до 45,1%. Доля ответа «налоговая нагрузка» возросла до 28,4% (+9,1%). Здесь ощущается влияние повышения в январе 2019 г. НДС с 18 до 20%. 【сл. 15】
  • - Внешнеторговое регулирование. Доля ответа «обременительные таможенные процедуры» составила 40,0% (–12,6%), однако что касается оценки усилий таможенных органов по совершенствованию таможенного оформления за прошедший год, то почти по всем пунктам наибольшее число ответов приходится на вариант «без изменений».【сл. 16】
  • - Занятость и трудовые аспекты. Повышение зарплат сотрудников, также как и квалификация сотрудников по-прежнему представляют проблему для компаний. При этом, доля ответа «повышение зарплат сотрудников» выросла. 【сл. 17】
  • - Производственная сфера. Ответ «трудности с закупкой сырья и комплектующих у локальных поставщиков» впервые набрал более половины голосов (56,5%). При этом 10,9% предприятий отметили «чрезмерно сильное сокращение издержек». Таким образом, даже если компания стремится сокращать издержки посредством расширения закупок у локальных поставщиков, сделать это не так просто. 【сл. 17】

 

4. Нестабильная социально-политическая ситуация, нестабильный курс рубля и административные барьеры остаются главными факторами риска (раздел «Инвестиционный климат»).

  • - Среди преимуществ, связанных с инвестиционным климатом, уже 7-й год подряд первое место занимает ответ «масштаб и перспективы роста рынка» (67,0%, –11,1% с прошлого года). Среди рисков первые места неизменно занимают ответы «социально-политическая нестабильность» (61,8%), «нестабильность валютных курсов» (60,8%) и «обременительные административные процедуры (разрешения)» (57,8%). 【сл. 18】
  • - 55,4% респондентов (+7,2%) ощущают влияние антироссийских экономических санкций, которое выражается в снижении продаж в России, понижении приоритета ведения бизнеса в России со стороны головного офиса компании в Японии, а также смене контрагентов. 【сл. 21】
  • - 37,3% (–7,4%) компаний ощущают влияние политики импортозамещения, проводимой российским правительством. Это влияние чаще всего (62,2%) выражается в снижении продаж из-за переключения клиентов на товары российского производства. Среди компаний производственной сферы ответ «увеличение продаж за счет перехода от экспорта на продажи локальным компаниям» занимает 36,4% (+8,6%), а ответ «пересмотр бизнес-планов (сокращение)» — также 36,4% (+30,8%). Таким образом, можно наблюдать как положительное, так и отрицательное влияние политики импортозамещения.【сл. 20】

 

◆Для обращений: ЭБИСУ Юичиро, Иван Лисовский, Представительство ДЖЕТРО в г. Москве

TEL:+7(495) 580-73-20  E-mail: rsm-doc@jetro.go.jp

 

Подробная информация представлена в презентации. <PDF> (2402KB)