ДЖЕТРО провела исследования на тему российских МСП

Sep 06, 2018

В июле 2016 года Правительство России утвердило «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» для оказания комплексной поддержки МСП в части информирования, финансирования и развития бизнес-среды. За последние несколько лет на федеральном и региональном уровне в большом количестве появляются специализированные организации поддержки МСП. Принимаются меры по развитию бизнес-инфраструктуры и каналов сбыта как в России, так и за рубежом.


Помимо прочего, в данном вопросе большое внимание уделяется укреплению международного партнёрства. Так, между Японией и Россией принят План сотрудничества из 8-ми пунктов, одной из мер которого является расширение обмена между двумя странами в сфере МСП. Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) регулярно участвует в мероприятиях и проводит исследования с целью содействия контактам между японскими и российскими МСП.


Одним из главных факторов, препятствующих развитию МСП в России, являются слабо развитые финансовые инструменты, доступные бизнесу. В декабре 2017–феврале 2018 гг. ДЖЕТРО организовала интервью в отношении российских МСП, в результате которого выяснилось, что из-за невыгодных условий финансирования (высокие проценты по кредиту, требования залога) поддержку от банков получает лишь малая часть предприятий, и многие полагаются лишь на свои силы в ведении бизнеса. Тем не менее, благодаря восстановлению макроэкономической ситуации, снижению процентов по кредитам, а также мерам льготного кредитования со стороны государства, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению объемов финансовой помощи малому и среднему бизнесу.


Далее, по результатам опроса российских компаний, заинтересованных в ведении бизнеса с Японией, выяснилось, что основная бизнес-стратегия российских компаний заключается в использовании информационных технологий, стремлении повысить степень удовлетворенности клиентов, а также диверсификации товаров и контрагентов для сокращения корпоративных рисков. Выяснилось, что российские компании уделяют большое внимание контролю качества (включая применение стандартов ISO9001), в том числе со стороны поставщиков, стремятся пользоваться услугами российских поставщиков (кроме машинного оборудования и высококачественных материалов). У многих компаний выстроена своя логистика, а при импорте практически все пользуются услугами таможенных брокеров. Существует немало таких компаний, где хотят выстраивать бизнес с Японией, традиционно высоко оцениваются японские технологии и качество. Однако от участников опроса звучали и критические замечания в адрес консервативного характера ведения бизнеса в Японии и недостатка информации о товарах.


В апреле–мае 2018 года ДЖЕТРО провела интервью четырех японских МСП, которые хотят экспортировать продукты и машинное оборудование на Дальний Восток. Выяснилось, что японский бизнес, в свою очередь, видит большой потенциал в российском рынке из-за отсутствия конкуренции среди других японских компаний, несмотря на наличие таких традиционных проблем как языковой барьер и риски, связанные со своевременной оплатой и курсом рубля. Сильными сторонами японского бизнеса является предложение высококачественных товаров и услуг, на которые есть спрос у потребителя.


В рамках программы стимулирования развития МСП Правительство России вкладывает силы и в развитие экономики Дальнего Востока и моногородов, используя различные финансовые инструменты для активизации бизнеса и привлечения инвестиций. Основной мерой Правительства является система налоговых льгот (Территория опережающего развития и Свободный порт Владивосток). Эти меры эффективны — например, в главном городе Дальнего Востока — Владивостоке наблюдается резкий рост количества МСП.


 В вопросе диверсификации бизнеса в моногородах ключевую роль играет основанный в 2014 году Фонд развития моногородов. Моногорода традиционно не рассматриваются японским бизнесом в качестве перспективных рынков. С другой стороны, на Дальнем Востоке существует большое количество моногородов, близкая географическая расположенность которых к Японии вкупе с привлекательной налоговой политикой делает возможным сотрудничество японских компаний с молодыми предпринимателями.


В последнее время в России также уделяется внимание поддержке МСП в научно-технологической сфере, особенно стартапам. В различных регионах страны наблюдается развитие инфраструктуры для бизнеса, такой как центры поддержки предпринимательства и организации по поддержке стартапов. Между Японией и Россией начался обмен в сфере стартапов, однако существует мнение, что препятствием для такого обмена является консервативная позиция японского бизнеса и негативный образ России в Японии. С другой стороны, уже существуют примеры успешного сотрудничества.


23 мая 2018 года на Российском форуме малого и среднего предпринимательства ДЖЕТРО совместно с Корпорацией МСП организовала панельное обсуждение между японскими и российскими МСП. Во время дискуссии японские МСП поделились опытом выхода на российский рынок, а с российской стороны были представлены меры поддержки МСП, даны комментарии и советы для японских предприятий. В мероприятии приняли участие около 60 представителей российского и японского бизнеса.


Различные федеральные и региональные меры поддержки МСП в России наряду с улучшением финансового климата ведут к развитию бизнеса и появлению новых МСП по всей России и, в частности, на Дальнем Востоке. Ключевой вопрос для японского бизнеса, имеющего интерес к России, — сможет ли он умело воспользоваться попутным ветром и удовлетворить спрос со стороны новых предприятий?



Обзор подготовлен по материалам серии статей ДЖЕТРО о российских МСП.